В поисках внеземной жизни: ученые полагают, что Титан провалил тест на обитаемость

Один из спутников Сатурна под названием Титан на протяжении длительного времени считается самым похожим на Землю объектом в нашей планетарной системе. Здесь представлены свои времена года, моря, озера и реки. Но с небольшой оговоркой: средние температурные показатели на спутнике Сатурна не поднимаются выше -180 градусов Цельсия. При этом жидкость во всех собственных водоемах Титана – метан и этан, которые на Земле представлены исключительно в газообразном виде.

В течение последних нескольких десятилетий астрономы со всей ответственностью заявляли, что этот космический объект может быть обитаемым. Ученые считали, что на этом спутнике минимум могут существовать микроорганизмы. Но последние исследования не подтверждают эти предположения, а, наоборот, говорят о том, что спутник газового гиганта необитаем. Какие факторы подтолкнули ученых к опровержению собственной гипотезы и отказу от дальнейших поисков внеземной жизни на Титане?

Существует ли жизнь на Луне Сатурна?

Титан считается вторым по размерам спутником в Солнечной системе: он уступает исключительно замерзшей луне Юпитера Ганимеду. Этот космический объект характеризуется низкими температурами, но при этом плотной атмосферой и настоящими жидкими океанами, морями. Единственное отличие такой жидкости от земной – состав, который приближает ее к бензину. Несмотря на такие уникальные параметры, моря и океаны Титана, по мнению ученых, могли бы стать домом для экстремофилов. Такие организмы встречаются и на нашей планете.

Титан славится огромным количеством различных органических ингредиентов, которые могли способствовать развитию местной жизни, например, до появления простых микроорганизмов. Но ученые полагают, что такое возможно лишь на страницах фантастических рассказов. Причина всему этому скрыта в квантовой механике и ее необычных правилах, которые рассказывают про субатомные частицы. Попробуем разобраться в этой непростой ситуации.

На нашей планете липиды способны самопроизвольно создавать пузырчатую мембрану, которая образовывает барьер вокруг клеток всех возможных жизненных форм. Многие ученые полагают, что именно этот процесс привел в итоге к появлению первого живого организма на Земле. Еще совсем недавно исследователи считали, что на Титане также могли организоваться эквивалентные наборы пузырьков, которые состоят из азота. Они носят название азотосомы. Но чтобы такие компоненты появились естественным способом, необходимо присутствие определенных факторов.

Предыдущие исследования, которые основаны на создание модели молекулярной динамики, представляли предположения, что азотосомы могут появиться на таком космическом объекте, как Титан. Но в научном журнале «Science Advances» была опубликована работа, в которой представлены неоспоримые доказательства того, что все аналогичные визуализации являются ошибочными. Автор работы предлагает задействовать более инновационные симуляции, которые работают с правилами квантовой механики. Благодаря им исследователи могут изучить органические соединения с учетом такого фактора, как термодинамическая жизнеспособность.

С практической точки зрение это означает, что каждое химическое вещество способно адаптироваться и организовать свое существование в простой низкоэнергетической среде. Но в эту категорию невозможно отнести азотосомы, которые могут находиться на Титане. По этой причине этот космический объект признан необитаемым, даже с учетом того, что на нем официально признано наличие органической формы жизни.

В научном мире это далеко не повод для расстройства, так как многие ученые заявили, что будут организовывать поиски более экзотической формы жизни. Такие компоненты могут задействовать не привычные для Земли варианты построения структуры и образа существования. В этом вопросе самым ожидаемым будет старт миссии «Стрекоза», которая запланирована на 2030 год. Возможно, с ее помощью астрономы смогут найти формы жизни, не нуждающиеся в клеточной мембране.