Very Large Telescope на пути к подтверждению Общей теории относительности

Представители Европейской Южной обсерватории, в которой находится VLT, обнаружили еще одно подтверждение Общей теории относительности. Используя этот космический аппарат, ученые смогли обнаружить доказательства, что звезда, которая вращается вокруг черной дыры во Млечном пути, полностью отвечает гипотезе Альберта Эйнштейна.

Исследователи во время изучения центральной части нашей галактики обнаружили, что звездная орбита не образовывает эллипс, а «розетку». Это значит, что здесь не действует Ньютоновская теория гравитации. Такое явление подтверждает, что Общая теория относительности правдива и является основой зарождения, развития всего космического пространства.

Гипотеза Альберта Эйнштейна основана на том, что орбита объектов, которые движутся в сфере тяготения другого тела, прецессирует в направлении собственного движения в плоскости персональной орбиты. В противовес этому, Ньютон говорил, что орбита должна быть замкнутой. И последнее исследование стало подтверждением ошибочности этого предположения.

Впервые эффект, описанный Эйнштейном, был обнаружен исследователями во вращении Меркурия вокруг нашей звезды – Солнца. Это поведение космических объектов до сих пор считается эмпирическим доказательством того, что немецкий физик-теоретик действительно был прав. По прошествии ста лет астрономы приняли решение организовать более глобальный поиск доказательств достоверности Общей теории относительности.

В качестве объекта изучения были выбраны окрестности Стрельца А. Это компактный источник радиосигналов в центральной части нашей галактики. Астрономы считают, что именно в этом регионе представлена идеальная для изучения сверхмассивная черная дыра, вес которой больше нашего Солнца в 4,3 миллиона раз. Космический объект представлен огромным звездным скоплением, при этом одно из небесных тел расположено возле черной дыры на расстоянии всего двадцать миллиардов километров. А это приблизительно в сто двадцать раз дальше, чем наша Земля находится от собственного светила.

В точке максимального приближения к загадочной субстанции, скорость звезды достигает практически трех процентов скорости световых потоков. В течение двадцати семи лет ученые с особым вниманием следили за поведением этого космического объекта через Very Large Telescope. Этот аппарат укомплектован специальными приемниками NACO, SINFONI и GRAVITY. Именно с их помощью ученые Европейской Южной обсерватории смогли найти неопровержимые доказательства, что звездная орбита прецессирует. Простыми словами это значит, что с каждым новым витком вокруг Стрельца А положение точки удаленности меняется, а визуально траектория представлена в виде «розетки».

Исследование продемонстрировало, что прецессия и ее величина соответствуют Общей теории относительности. На этом астрономы останавливаться не планируют, ведь в ближайшее время будет введен в эксплуатацию более массивный телескоп ELT ESO. С помощью этого устройства ученые планируют обнаружить больше уникальных объектов, найти доказательства или опровержение гипотез о космическом пространстве. К примеру, изучение эволюции орбит тусклых звезд, которые расположены максимально близко к черным дырам. Такие сведения предоставят возможность выполнить проверку Общей теории относительности в значительно большем масштабе. Нахождение доказательств позволит астрономам приблизиться к покорению космического пространства, колонизации некоторых планет и обнаружению внеземных цивилизаций.