Ученые смогли приоткрыть завесу таинственности Юпитера

Атмосфера загадочного Юпитера на протяжении длительного периода времени остается тайной для ученых из разных космологических организаций. При этом на данный момент история изучения этого космического объекта составляет порядка четырехсот лет. Но даже этот существенный период не позволил астрономам даже на минуту открыть завесу таинственности, которая скрывает от человечества причины турбулентности и регулярной изменчивости атмосферы этого газового гиганта.

Совместная программа исследования космического зонда «Juno» и телескопа Хаббл предоставила возможность обсерватории Gemini, расположенной на Гавайских островах, получить самые детализированные снимки Юпитера. Самая крупная планета нашей Солнечной системы была зафиксирована во всех подробностях в инфракрасном спектре. Такая информация позволила определить, каким образом и где создаются самые мощные штормовые системы и разряды молнии. Также данные, полученные с помощью космических аппаратов, раскрыли некоторые подробности про знаменитое большое красное пятно. Итоги исследовательской работы были опубликованы в научном издании The Astrophysical Journal Supplement Series.

Результаты совместной программы

Космические аппараты, обладающие инфракрасным зрением, смогли изучать сильный шторм на этом газовом гиганте. ИК-спектр с легкостью пробирается через дымку, но не может проникнуть через плотные облака, расположенные на значительной высоте в атмосфере Юпитера. Использование такой технологии можно сравнить с подсветкой снимков с помощью фонарика, то есть создает эффект выделения теплых глубоких слоев атмосферы газового гиганта, которые скрыты в плотных облаках.

Каждый раз, когда космический зонд «Juno» подбирался к планете, он фиксировал радиосигналы, которые создавались из-за мощных вспышек молнии. Устройства аппарата могут определить координаты такого явления (широту и долготу). На основании такой информации обсерватория на Гавайях и телескоп Hubble обращали все свое внимание на эту зону космического пространства. Таким образом астрономы могли использовать множество возможностей для изучения Юпитера.

Комбинируя волны и спектры, ученые смогли определить, что некоторые крупные штормовые системы и разряды молнии образовываются вокруг существенных конвективных ячеек. Это явление создается над плотными облаками, которые состоят изо льда и воды. По мнению исследователей, молнии в космическом пространстве считаются маркерами конвекции, турбулентного процесса или простыми словами смешения внутреннего тепла газовых гигантов до различимой части облака. Зонд американской космологической организации зафиксировал самую большую концентрацию молний в районе, где находится «нитевидный циклон».

Фотографии, сделанные Juno и Hubble, смогли раскрыть детали и продемонстрировать, что штормовые вихри относятся к скрученной группе высоких конвективных облаков. Продолжая исследование, ученые смогут изучить и определить отличительные особенности конвекции в земной атмосфере и газовом гиганте нашей Солнечной системы.

Еще одним уникальным открытием стало то, что фотографии в инфракрасном диапазоне раскрыли секрет темного полукруга большого красного пятна. В этом спектре явление представлено яркой дугой, которая освещает регион. Такое свечение создается с помощью внутреннего тепла гигантской планеты, что позволяет блокировать более плотные облака. Совместная программа Juno, Hubble и Gemini позволила открыть несколько особенных тайн Юпитера, потому вполне вероятно, что исследовательский процесс будет продолжаться до полного изучения этого газового гиганта.